Вселенная Музыки. Махан представляет.

Дмитрий Калинин

Без фонограммы
 
  

Роль и значение оригинального репертуара в современном исполнительстве на русских народных инструментах.

Часть III

4. О нотном издании «Из репертуара Дмитрия Калинина и Филиппа Субботина»

4.1. Общая информация

Позволю себе в этой работе написать немного и о моих изданиях, вышедших в свет в ноябре 2004 года в издательстве «Пробел-2000» (г. Москва), и состоящих из произведений, написанных для меня талантливыми московскими композиторами В. Биктaшeвым, С. Новиковой-Бородиной, С. Левиным и А. Соколовым. Также, в издания (состоящие из 2-х частей – 64 и 68 стр.) вошла свободная транскрипция «Фантазии для джентльмена» Х. Родриго, блестяще выполненная московским балалаечником Дмитрием Ибрагимовым, и два моих собственных сочинения – «По прочтении Зюскинда» для балалайки соло и «Два настроения» (посвящено В.Б. Болдыреву).

Привожу подробное содержание изданий:

1-я часть:

1. Д. Калинин. По прочтении «Парфюмера» Зюскинда. Фантазия для балалайки соло.

2. Д. Калинин. «Два настроения».

3. А. Соколов. «Блондинка и Брюнетка…».

4. С. Новикова-Бородина. «Hand-Voltiger».

5. С. Левин. «Преодоление». Концерт для балалайки с оркестром.

2-я часть:

1. А. Соколов. Две зарисовки к поэме М. Ю. Лермонтова «Корсар».

2. Х. Родриго. Четыре пьесы из сюиты «Фантазия для джентльмена». Свободное переложение Д. Ибрагимова.

1. Эспаньолета.

2. Фанфары неаполитанской кавалерии.

3. Танец с топорами.

4. Канарио.

5. B. Биктaшeв. Концерт-фантазия для балалайки с оркестром.

Издания получили высокую оценку ведущих музыкантов нашего жанра, это: Художественный руководитель и главный дирижер АОРНИ ВГТРК Н.Н. Некрасов, профессора РАМ им. Гнесиных В.Б. Болдырев и В.Е. Зажигин, заведующий кафедрой КСНИ РАМ им. Гнесиных А.А. Горбачев, доценты И.И. Сенин и В.А. Ельчик. Также, мои сборники вызвали интерес не только у студентов средних и высших учебных заведений, но и у учащихся ДМШ. Неожиданно для меня, издания привлекли внимание исполнителей на домре, приобретавших сборники с целью переложить изданные произведения для своего инструмента. 

Все премьеры написанных для меня произведений были исполнены в сопровождении ведущих оркестров России, и получили благожелательные отзывы как у слушателей, так и у критиков. Подробная информация о премьерах:

  • С. Новикова-Бородина. «Hand-Voltiger».

Премьера состоялась 12 февраля 2004 года в КЗ им П.И. Чайковского (абонемент №47) в сопровождении НАОРНИ им. Н.П. Осипова. Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Лауреат Государственной премии России Н.Н. Калинин.

  • А. Соколов. Две зарисовки к поэме М. Ю. Лермонтова «Корсар».

Премьера состоялась 25 марта 2004 года в КЗ РАМ им. Гнесиных в рамках Второго фестиваля современной музыки для ОРНИ в сопровождении ОРНИ РАМ им. Гнесиных. Дирижер – Заслуженный артист России, профессор В.К. Петров.

  • B. Биктaшeв. Концерт-фантазия для балалайки с оркестром (Посвящается Д. Калинину).

Премьера состоялась 13 ноября 2004 года в КЗ РАМ им. Гнесиных на моем сольном концерте в рамках абонемента «Гнесинцы представляют» в сопровождении камерного состава АОРНИ ВГТРК. Дирижер – Андрей Шлячков.

  • С. Левин. «Преодоление». Концерт для балалайки с оркестром (Посвящается Д. Калинину).

Премьера состоялась 29 марта 2005 года в КЗ РАМ им. Гнесиных в рамках Третьего фестиваля современной музыки для ОРНИ в сопровождении АОРНИ ВГТРК. Дирижер – Андрей Шлячков.

Думаю, не лишним в этой работе будет описание изданных произведений, или, в некотором роде, музыковедческо-философский анализ собственных сочинений самими авторами. Все-таки всегда интересно знать, что подвигло композитора на написание новой музыки; какие мысли, идеи переживал автор во время создания своего детища; что именно он хотел выразить в своем сочинении и, вообще, как он, в принципе, представляет себе современную оригинальную музыку для балалайки.

4.2. Музыковедческо-филосовский анализ произведений

  • Светлана Новикова-Бородина

Член Союза Композиторов России.

Светлана Новикова-Бородина родилась  25 февраля 1974г. в городе Норильске Красноярско-го края. В 1998г. Окончи-ла Уральскую государ-ственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по специальности компози-ция (класс профессора А. Н. Нименского).

Основные сочинения: «Сказка о царе Салтане»  –  музыкально - сценическое  действо для драматического актера и русского оркестра  по одноименной сказке А.С. Пушкина (2001 г.); «Обманутый хитрец» – детская   опера-игра  (автор пьесы и либретто оперы О.С. Наровчатова,  2003г.); «Сюита-вариации» для симфонического оркестра (1998 г.); «Русские сувениры» – сюита    для оркестра русских народных инструментов в пяти частях (2000); «Концерт-рапсодия» для солирующей домры и 16 малых домр (1996 г.); «Концерт-рапсодия» для скрипки с оркестром русских народных инструментов (2000 г., вторая редакция); «Ностальгия» — диптих  для контральто и струнного оркестра (1994 г.); «Струнный квартет» (1996 г.); «Соната -giocoso» для скрипки и альта (1994 г.); Три пьесы для фагота соло (1993 г.); «Recordare» (памяти отца) для русского оркестра (2001 г.); «Hand-voltiger» (Ханд-вольтиж) – концертная пьеса для балалайки и фортепиано (октябрь 2003 г.); «Hand-voltiger» (Ханд-вольтиж) – концертная пьеса для балалайки с оркестром русских народных инструментов (ноябрь 2003 г.); Инструментальные пьесы для эстрадного ансамбля: музыка для детей, обработки русских песен, фортепианные миниатюры, музыка для театра.

Светлана Новикова-Бородина: «"Ханд-вольтиж" – от нем. Hand – рука и франц. Voltiger – порхать. Это – цирковой термин. Существуют конный, акробатический и гимнастический вольтиж, по сути, это – выполнение различных упражнений в быстром темпе. Я не случайно выбрала именно это, довольно редкое и в музыке ранее не применявшееся название. Ханд-вольтиж являет собой нечто в высшей степени виртуозное и стремительное, требующее от артиста соответствующего уровня мастерства и профессионализма. Только музыканту не нужно исполнять сальто-мортале, в его руках – балалайка, и сыграть эту пьесу ярко и эффектно исполнителю окажется не легче, чем цирковому акробату, исполняющему самый сложный и самый впечатляющий трюк.

Это потрясающе, что при игре на балалайке  не используется ни медиатор, ни смычок, ни что-либо еще! Отсюда – внушительное (по сравнению с плекторными инструментами) количество приемов игры, которые я использовала в своем сочинении. С самого начала Д. Калинин попросил меня написать виртуозную пьесу, не ограничивая себя ни в выборе штрихов и приемов, ни в уровне технической сложности. Конечно, впоследствии, Дмитрий сделал свою исполнительскую редакцию для удобства исполнения всех технических изысков любым исполнителем на балалайке. В «Ханд-вольтиже» использовано гитарное пиццикато, одинарное пиццикато, большие растяжки и скачки в левой руке и многое другое.

Без сомнения, в пьесе прослеживается цирковое выступление ариста-акробата. Здесь – и жонглирование, и бег, и прыжки, и характерное «зависание», когда солист остается один без аккомпанемента, исполняя бесконечные пассажи тридцать вторыми нотами в темпе Allegro. В оркестровом варианте в этот момент звучит барабанная дробь, еще раз рисуя перед слушателями захватывающее действо на арене цирка.

«Ханд-вольтиж» – яркая, искрящаяся концертная пьеса, еще раз показывающая слушателю безграничные возможности балалайки, причем, не только музыкально-эстетические, но и технические. Надо сказать, что публика каждый раз восторженно принимала это произведение, с овациями и с возгласами «Браво!». Пьеса исполнялась в Москве, Санкт-Петербурге и Череповце; с выходом в свет сборников она начала исполнятся и в других городах России. В Санкт-Петербурге ее исполнил преподаватель Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Евгений Желинский.

Хочется надеяться, что «Ханд-вольтиж» займет достойное место в репертуаре современных виртуозов-балалаечников как пьеса, уместная на любом концерте и перед любой публикой.

  • Алексей Соколов

Алексей Соколов родился 21 июля 1978г. Окончил Московский Государственный Институт Музыки им. А. Шнитке по классу баяна у профессора Ю.А. Вострелова. Брал уроки композиции у М.Ю. Лунса (Чехия). Лауреат международных конкурсов современных композиторов.

Основные сочинения: Концерт для фортепиано соло; Симфонический цикл «Остров мертвых»; Фантазия-триптих «Хоровод звезд» для баяна; вокальный цикл на стихи М.Ю. Лермонтова; Две зарисовки к поэме М.Ю. Лермонтова «Корсар»: "Воспоминание" и "В море"; «Блондинка и Брюнетка» и «Зимний пейзаж» для балалайки с фортепиано.

Алексей Соколов: « Две зарисовки к поэме М.Ю. Лермонтова «Корсар» написаны под впечатлением гениального произведения IXX столетия. Главная тема 1-й части – «Воспоминания» взята мной из 4-й медитации фортепианного цикла «Дорога к Храму». Это – универсальная тема, олицетворяющая собой русскую природу, всё самое лучшее, что есть в душе русского человека. Это – мой «Вокализ»! Тема «кантилена» и имеет неквадратную структуру. В ней есть элементы восточных песен, которые слегка оттеняют чисто русскую мелодику с её распевностью и пластикой. Тема 2-й части – «В море», символизирует иррациональное начало. Её интонации появляются уже в последних тактах «Воспоминания», слегка омрачая светлое настроение 1-й части. Эта тема контрастирует с темой «Воспоминания» и создаёт напряжение своей диссонантностью и ритмической пульсацией. Она, напротив, имеет «квадратный» характер, в отличие от той темы, что и создаёт основной контраст обеих тем. Холодная гармоническая окраска и моторика второй части создаёт эффект военных действий. Постоянное нагнетание и динамический подъём приводит к заключительному разделу, где победоносно и мужественно звучит тема «Воспоминания», соединяясь с темой морских баталий, звучащей теперь уже позитивно и громогласно.

Поскольку это программное произведение, тем более, основой является поэма Лермонтова, поэта IXX века, на стихи которого мной написан ещё и вокальный цикл (2002 год), я счёл нужным не усложнять музыкальный язык «Зарисовок», не стал углубляться в сложные структурные и языковые лабиринты. Думаю, не стоит «осовременивать» поэтический язык М.Ю. Лермонтова «ультрамодными» элементами современных техник композиторского письма, –  язык М.Ю. Лермонтова и так актуален.

Несмотря на то, что балалайка – инструмент с относительно небольшим диапазоном, мне было интересно писать для неё, поскольку это мой первый опыт общения с этим инструментом, который  способен к росту, то есть, к смене имиджа принадлежности «квазифольклорного» стиля на имидж академического (и это неизбежно!) инструмента. «Академический», в моём понимании, – это, прежде всего, инструмент с классическим современным качественным (с художественной точки зрения) репертуаром.

Параллельно с «Корсаром» были написаны две джазовые пьесы «Брюнетка и Блондинка», где балалайка предстаёт элегантным эстрадным инструментом. Эти миниатюры, контрастные по характеру, написанные в классических джазовых традициях, являются женскими портретами. Надо сказать, пьесы требуют хорошей технической оснащенности и свободного владения стилем, чем вполне располагает Д. Калинин, по заказу которого они написаны. Обилие всевозможных звукоизобразительных приёмов, использование необычных ритмических фигур, а также классических джазовых приёмов (свингование, синкопирование, глиссандо и т.д.), – всё это придаёт миниатюрам особый шарм. Надеюсь, что у этих сочинений есть будущее, тем более что уровень мышления молодых музыкантов-народников заметно поднялся. Думаю, что и композиторам, в том числе начинающим, будет интересно писать для талантливых перспективных исполнителей».

Продолжение


 
В начало раздела
Вверх страницы
В начало сайта
© Махан 2006-2016
Авторские материалы, опубликованные на сайте www.vsemusic.ru («Вселенная Музыки»), не могут быть использованы в других печатных, электронных и любых прочих изданиях без согласия авторов, указания источника информации и ссылок на www.vsemusic.ru.
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100