Вселенная Музыки. Махан представляет.

Дмитрий Калинин

Без фонограммы
 
  

Роль и значение оригинального репертуара в современном исполнительстве на русских народных инструментах.

Часть I

1. Определение проблемы

«Что такое – балалайка?». Уверен, большинство из тех, кому зададут этот вопрос, ответят, что балалайка – это русский народный инструмент. Но далеко не каждый сможет вспомнить, как давно и где он этот инструмент слышал, да и как, собственно, этот инструмент звучит. Более того, обязательно найдутся люди, которые балалайку не слышали никогда. Та же ситуация с домрой и гуслями (в меньшей степени – с баяном). В редком случае человек, произносящий слово «домра», не перепутает ее с домброй…

Тому есть множество причин, и об этом уже много сказано и написано, поэтому я не задаюсь целью на страницах этой работы эти причины подвергать глубокому анализу и исследованию. Но я хотел бы обозначить ту  первопричину, которая, на мой взгляд, являет собой корень множества проблем, мешающих развитию нашего жанра и сделать акцент на некоторые приоритеты, соблюдая которые, мы сможем эти проблемы решить.

К сожалению, безграмотность по отношению к русским народным инструментам растет с каждым поколением и в настоящий момент приобрела чудовищный, массовый характер. Но существует проблема, которая удручает и настораживает меня более всего. Дело в том, что наши инструменты остаются, по сути, неизвестными даже узкому кругу профессионалов, нашим коллегам – музыкантам академического направления. Конечно, первое имеет непосредственную взаимосвязь со вторым, но если даже пианисты, скрипачи, вокалисты, с которыми мне нередко приходилось общаться, не имели ни малейшего представления о балалайке до тех пор, пока я не давал им записи или не приглашал на концерты, то не трудно представить, насколько далеки сейчас от нашего жанра простые, неискушенные слушатели…

Почему россияне, в подавляющей массе, не знакомы с инструментами, носящие имя «русские народные»? Как получилось, что концерты нашего жанра имеют ничтожный общественный резонанс по сравнению с концертами академической музыки? Что препятствует развитию исполнительства на русских народных инструментах и возможно ли преломить эту тенденцию?

Конечно, первой причиной подобного положения дел сразу можно назвать бедственное состояние нашей российской экономики; отсюда – недостаточное внимание государства к проблемам культуры и образования, слабое финансирование концертных организаций, приводящее, подчас, к их расформированию (печальный пример – Московская областная филармония). Да, конечно, ничтожное финансирование сектора культуры в нашей стране не только не стимулирует достаточный рост, развитие, и, как следствие,  популяризацию нашего жанра, но напротив, обрекает его на медленную, мучительную  гибель. Однако, это одна сторона медали. С другой стороны,  многие симфонические оркестры нашли выход из этой ситуации, убедив известные коммерческие организации в том, что, выступая в роли спонсоров, они, в прямом или косвенном виде, могут получать прибыль…

Чем симфонический оркестр интереснее рядовому слушателю, в отличие от оркестра русских народных инструментов, и так ли это? Может ли ОРНИ в данный момент достойно выйти на мировую арену, или его судьба – ныне и навечно остаться «чудной диковиной» как для приезжих туристов, так и для самих жителей России? Что мешает ОРНИ привлечь к себе внимание со стороны организаций, готовых выступить спонсорами в сфере культуры?

Очевидно, что главной причиной непопулярности (в широком смысле этого слова) наших инструментов является их «народность», их узкая география распространения – Россия, Белоруссия, Украина. К той же причине можно отнести недолгую, по сравнению с академическими инструментами, историю развития нашего жанра. Мы не можем гордиться непрерывной, планомерной эволюцией исполнительства на русских народных инструментах в течении нескольких столетий; выверенной, устоявшейся школой и методикой преподавания; мы лишены «классического» репертуара и вынуждены отсутствие хорошего музыкального вкуса оправдывать наличием собственной, уникальной  «музыкальной эстетики». Но и здесь, опять же, мы имеем «свое иное». Не секрет, что в США, Италии, Японии, Китае, Индии, мусульманских странах народные музыкальные инструменты (банджо, мандолина, кото, ситара, домбра и др.) имеют совершенно другой социальный статус: человек, профессионально или на любительском уровне владеющий таким инструментом, пользуется большим уважением и популярностью среди сограждан. Над его именем парит ореол элитарности; может быть, он и не национальный герой, но патриот с большой буквы – однозначно. В вышеназванных странах существуют специализированные радиостанции, телевизионные каналы, на которых круглосуточно (сам тому свидетель) транслируются выступления артистов – представителей национальной культуры; записи ансамблей и оркестров народных инструментов; передачи,  посвященные общей проблематике жанра и его перспективе; всевозможные интервью с артистами из других штатов, областей, стран; мастер-классы в режиме реального времени (on-line); всевозможные викторины и так далее…

В нашей стране – все с точностью, да наоборот. Отношение к русским народным инструментам, и к балалайке в частности, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Неискушенные слушатели, в большинстве своем, относятся к балалайке как к чему-то прикладному, примитивному, а музыканты-академисты, как правило, видят этот инструмент лишь в качестве носителя характерного, народного тембра с соответствующими узкими возможностями его применения. Более того, даже некоторые политиканы, в частности, нынешний министр обороны России А. Иванов, позволяют себе высказывания о струнных народных инструментах с плохо скрываемым пренебрежением. В массовом сознании – человек, играющий на балалайке, занимается чем-то несерьезным, даже, в некоторой степени, комичным…

Какие средства, какие механизмы помогут представить наш жанр в выгодном свете? Как повысить (создать) престиж нашей профессии? Каким образом – характерный, самобытный, где-то на подсознательном уровне родной тембр балалайки, домры, баяна и гуслей донести до обычного слушателя, заставить этот тембр вспомнить, переосмыслить и полюбить? Как доказать, что уникальность русских народных инструментов – не в коем случае не недостаток, а, напротив, – их достоинство, можно сказать – «изюминка»?

Итак, постепенно, мы подошли к главной проблеме нашего жанра, к той первопричине, которая формирует и общественное мнение, и мнение специалистов; определяет перспективы развития исполнительства на русских народных инструментах; к той проблеме, в решении которой должен принять участие каждый музыкант-народник, причем незамедлительно, ибо в этой стезе мы катастрофически уступаем всем музыкальным специальностям: пианистам, вокалистам, струнникам, духовикам…

Я говорю о проблеме оригинального репертуара. Для любого музыканта репертуар является, по сути, важнейшей категорией его профессиональной деятельности. Музыкальный инструмент для исполнителя – это не предмет, который он, музицируя, держит в руках; не то, из чего он извлекает звуки – это лишь средство… Цель же любого музыканта в том, чтобы с помощью своего инструмента, не важно на чем он играет, донести до слушателя то, что именноон исполняет. Таким образом, если мыслить шире и перейти за рамки общепринятых определений, можно говорить о  том, что именно проблема репертуара является доминантной в творчестве любого музыканта, так как именно репертуар является тем инструментом, с помощью которого, в конечном итоге, происходит коммуникация между исполнителем и слушателем. И от того, насколько оригинальной (не банальной), насколько качественной, понятной, и, что немаловажно, профессиональной будет эта музыка, тем быстрее наш жанр будет развиваться; тем быстрее и основательнее русские народные инструменты закрепятся в одном ряду с общепризнанными академическими инструментами. Кстати, именно репертуар, в его объеме и качестве, является определяющим фактором в том, относится данный инструмент к рангу академических, или нет.

Конечно, нельзя не упомянуть и о том, что, безусловно, помимо репертуара, характеризует музыканта как личность, и что позволяет ему внести достойную лепту в развитие своей профессии. Я имею ввиду его исполнительский, профессиональный уровень, его способность интересно и грамотно исполнить музыкальное произведение. За последние 10-15 лет уровень исполнительства на русских народных инструментах, и, в частности, на балалайке, значительно продвинулся вперед. Появились десятки талантливых молодых музыкантов, лауреатов Всероссийских и международных конкурсов, чей высокий исполнительский уровень, безусловно, свидетельствует об эволюции жанра. В музыкальных училищах и колледжах страны студенты играют произведения, которые лет 10 назад включались в программу государственных экзаменах в ВУЗах и даже в аспирантуре (ассистентуре-стажировке). На многочисленных конкурсах юных исполнителей на русских народных инструментах иногда можно услышать настолько талантливых детей, что все волнения по поводу перспектив в нашем деле невольно исчезают… Но, вырастая, формируясь как личности, становясь хорошими профессионалами, многие из них чувствуют невостребованность своего таланта; играя, может быть, не хуже, чем коллега-академист, молодой балалаечник не может понять, почему знакомый скрипач работой  не обделен, а ему, чтобы принять участие в каком-либо интересном концерте, из разу в раз приходится играть бесплатно. В общем, мои жизненные наблюдения привели меня к выводу, что самые отчаянные альтруисты – это музыканты-народники…

Итак, мы получаем замкнутый круг: проблема репертуара заставляет нас «потчевать» слушателя одними и теми же сочинениями; публика из года в год, из концерта в концерт имитирует интерес к немногочисленным произведениям наших «классиков», и, по большому счету, ничего нового от нас и не ожидает. Так называемые «транскрипции» или, что еще хуже, «переложения», – вообще отдельная тема. Сразу оговорюсь, что не имею ничего против исполнения на балалайке произведений И.-С. Баха, В.-А. Моцарта или Ф. Листа, наоборот, прикасаясь к шедеврам мировой музыкальной культуры в учебном процессе, молодой музыкант воспитывает в себе чувство стиля, учится грамотному исполнению штрихов, артикуляции, всевозможной мелизматики… Более того, некоторые образцы классической музыки, например, творческое наследие французских клависинистов, очень гармонично сочетаются с тембром балалайки и вполне оправданы в концертной практике многих концертирующих балалаечников. Так вот, о концертной практике… Отрадно, что в последнее время со сцены все реже звучит 2-я венгерская рапсодия для фортепиано Ф. Листа или Симфоническая поэма «Пляска смерти» К. Сен-Санса в исполнении балалаечников, зато настораживает появление новых весьма смелых транскрипций для балалайки с фортепиано других симфонических шедевров. Остается надеяться, что, со временем, эти транскрипции постигнет то же забвение, что постигло вышеназванные произведения К. Сен-Санса и Ф. Листа в рамках нашего жанра.

Напротив, очень вяло обстоит дело с появлением на свет новых обработок русских народных песен для балалайки. К сожалению, не так давно нас покинул человек, который за свою долгую жизнь создал, без преувеличения, «золотой фонд» обработок русских народных песен, которые были и будут актуальны всегда. Это – замечательный ленинградский (Санкт-Петербургский) музыкант, балалаечник и композитор А.Б. Шалов, в свое время совершивший новый качественный рывок (после В.В. Андреева и Б.С. Трояновского) в сторону осмысления и адаптации русского народного мелоса для балалайки. Увы, но в данный момент я не могу назвать композитора, или композиторов, которые смогли бы достойно, на новом качественном уровне продолжить дело Александра Борисовича в пропаганде русской народной песни с помощью инструментального исполнительства. И дело не в том, что нет хороших композиторов – они есть, только заинтересовать их в написании новых интересных обработок русских песен, увы, совсем не просто. Кстати, что касается нового уровня осмысления русского песенного фольклора, то здесь мне более всего импонирует то, как с этой задачей справился талантливый воронежский композитор, пианист Михаил Цайгер. Его Концертная фантазия на тему русской народной песни «Сронила колечко» для балалайки соло является, на мой взгляд, наиболее точно отражающей то направление, в котором должен развиваться жанр обработки; это произведение – достойный пример зрелого композиторского мышления с оригинальным, в какой-то степени самобытным языком, не отягощенным привычными клише.

Итак, в настоящий момент мы находимся, в некотором роде, перед распутьем. Перед нами две дороги: ступив на первую, мы, поразив в свое время старое поколение «академистов» исполнением увертюры из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, снова поставим перед собой цель поразить уже современное культурное общество и, начав, пожалуй, с пианистов, с рвением возьмемся за «транскрипцию» 1-го фортепианного концерта П.И. Чайковского, который, опять же, по доброй традиции, сыграем в сопровождении фортепиано. Вторая же дорога окажется для нас более тернистой, ибо создание нового репертуара, общение и работа с композиторами, редакция, продвижение, издание новой музыки – усилия, не сопоставимые с привычной творческой активностью… Вместо того, чтобы без особых усилий, по проторенной дорожке, шагать вперед с лозунгом: «На балалайке можно сыграть все!», тому, кто выберет путь иной, придется пробираться сквозь дебри рутинности, снобизма и  невежества. К сожалению, и я, и композиторы, с которыми я сотрудничаю, нередко встречаемся с «неодобрением» наших коллег по поводу нашей деятельности: меня, в моей исполнительской практике, упрекают в недостаточном внимании к композиторам-классикам, моим авторам, порой, советуют всерьез задуматься о бесперспективности их творчества, ибо настоящие творцы или уже умерли или еще не родились. Или уже родились, но «они – не вы».

В этой связи хочется сказать, что пока музыканты-народники в полной мере не осознают ту катастрофическую нехватку оригинального репертуара, какую, на самом деле, мы испытываем; не поймут, что без достаточного объема качественной современной музыки, которая, в дальнейшем, послужит базисом для формирования и оценки новых сочинений, нам не обойтись; пока мы все всерьез не озаботимся тем, что концерты нашего жанра интересуют, как правило, лишь наших друзей, родственников и горстку сочувствующих коллег, – наше дело обречено. Увы, но наше фирменное блюдо «Народник в собственном соку» уже давно не возбуждает аппетит ни у «академистов» ни у сколь-нибудь «продвинутых» музыкантов-исполнителей на русских народных инструментах.

Итак, окинем беглым взглядом основные сочинения для балалайки, написанные за 20-й век:

А. Гречанинов. Соната для балалайки с фортепиано в 3-х частях;

С. Василенко. Концерт для балалайки с симфоническим оркестром, Сюита и пьесы для балалайки с фортепиано;

З. Фельдман. Русский концерт для балалайки с оркестром;

М. Ипполитов-Иванов. «На посиделках». Фантазия для балалайки и симфонического оркестра (переделанная в последствии в Фантазию для оркестра русских народных инструментов);

Ю. Шишаков. Концерт для балалайки с оркестром, Сюита, пьесы для балалайки с фортепиано;

Е. Кичанов. Концерт для балалайки с оркестром;

Э. Тубин. Концерт для балалайки с оркестром;

Г. Шендерёв. Две пьесы для балалайки с фортепиано;

А. Курченко. 2 концерта для балалайки с оркестром, «Уральские сказы» для балалайки с фортепиано;

В. Веккер. Концерт для балалайки с оркестром;

А. Кусяков. Сонаты №1, 2, 3; Концерт для балалайки, струнных, арфы, фортепиано и ударных;

К. Мясков. Два концерта для балалайки с оркестром, сонаты для балалайки с фортепиано;

Н. Шульман. Концерт для балалайки с оркестром; «Серенада», «Болеро» для балалайки с фортепиано;

Н. Пейко. Концерт для балалайки и кларнета с симфоническим оркестром;

Б. Чайковский. Две пьесы для балалайки с фортепиано; Сюита для балалайки с фортепиано;

С. Слонимский. «Праздничная музыка» для балалайки, ложек и большого симфонического оркестра;

А. Репников. Концерт для балалайки с оркестром; «Напев и частушка» для балалайки с оркестром;

Ю. Зарицкий.  «Ярославская кадриль»;  

В. Стржелинский. Соната в 2-х частях для балалайки с фортепиано;

К. Волков. «Псковская сюита» для балалайки с фортепиано;

В. Беляев. «Вариации и тема» для балалайки соло;

В. Ерёми н. Три концерта для балалайки с оркестром;

В. Мыльников. Концерт для балалайки с оркестром;

Н. Пузей. Соната, пьесы для балалайки с фортепиано;

А. Фадеев. Концертино для балалайки с оркестром;

И. Друх. Сюита «Негритенок с балалайкой»;

П. Куликов. «Концертные вариации», пьесы для балалайки с оркестром,

Ц. Брезген. «Классическая сюита» для балалайки с фортепиано, Концерт для балалайки, арфы и симфонического оркестра.

Обработки русских народных песен и пьесы для балалайки с фортепиано А. Шалова, Н. Будашкина, М. Цайгера, А. Цыганкова, В. Панина, А. Данилова и других.

Выходили в свет следующие сборники с сочинениями и переложениями для балалайки:

«Концертные пьесы для балалайки и фортепиано из репертуара Н. Осипова»;

«Концертные пьесы для балалайки и фортепиано из репертуара П. Нечепоренко»;

«Концертные пьесы для балалайки и фортепиано из репертуара М. Рожкова»;

«Вальсы и мазурки В.В. Андреева в исполнении А. Тихонова»;

Десять(!) выпусков «Концертного репертуара балалаечника» под редакцией В. Болдырева;

«Концертные репертуар балалаечника, пьесы для балалайки solo» под редакцией А. Данилова;

«Альбом для юношества» под редакцией В. Болдырева;

«Концертные пьесы для балалайки и фортепиано из репертуара А. Горбачёва и Т. Ханиновой»;

«Транскрипции для балалайки и фортепиано» под редакцией А. Данилова;

«Упражнения и этюды для балалайки» под редакцией А. Горбачёва и И. Иншакова;

А. Шалов «Произведения для балалайки и фортепиано», «Аленкины игрушки»;

К. Волков «Псковская сюита»;

Е. Крючков «Прелюдия и скерцо».

Это, конечно, не весь список оригинальной музыки для балалайки, но его основная часть… Не нужно быть большим знатоком музыкальной литературы, чтобы ощутить ту репертуарную пропасть, которая разделяет нас с любым из инструментов-представителей симфонического оркестра.

К счастью, среди музыкантов-исполнителей на русских народных инструментах все-таки существуют люди, которые явственно ощущают репертуарный голод и неустанно трудятся над расширением и продвижением оригинальной современной музыки. Первый среди них – Народный артист России, профессор, Ф.Р. Липс, – его неимоверной творческой активности может позавидовать любой молодой музыкант. Множество премьер, десятки сольных дисков, создание и ежегодное проведение международного фестиваля «Баян и баянисты» в Москве; реальная поддержка молодых, талантливых композиторов… Не могу не сказать о том, что, когда мы с молодым композитором Алексеем Соколовым обратились к Фридриху Робертовичу с просьбой о поддержке авторского концерта Алексея, мы сразу услышали слова одобрения, и без промедления договорились о дате этого мероприятия и о концертном зале, где оно будет проходить. К счастью, Ф.Р. Липс – человек, поддерживающий, как никто другой, современную оригинальную музыку в нашем искусстве, и, вполне можно говорить о перспективности нашего дела, когда такие заслуженные и уважаемые артисты помогают молодым музыкантам в их творческом поиске. Кстати, именно баянисты и аккордеонисты являются, на сегодняшний день, самыми активными из «семьи народников», – почти на каждом концерте с их участием можно услышать новые сочинения.

Безусловно, среди баянистов и аккордеонистов, равно как и среди домристов и гусляров, есть уважаемые музыканты, внесшие весомый вклад в продвижение новой музыки для своих инструментов, но на страницах этой работы я предпочел бы особое внимание уделить балалайке и балалаечникам, в разное время проявивших себя в этой сфере. 

Продолжение


 
 
Вверх страницы
В начало сайта
© Махан 2006-2016
Авторские материалы, опубликованные на сайте www.vsemusic.ru («Вселенная Музыки»), не могут быть использованы в других печатных, электронных и любых прочих изданиях без согласия авторов, указания источника информации и ссылок на www.vsemusic.ru.
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100