Вселенная Музыки. Махан представляет.

Дмитрий Калинин

Без фонограммы
 
  

Роль и значение оригинального репертуара в современном исполнительстве на русских народных инструментах.

Часть II

2. Зарождение оригинального репертуара.

Как показывает практика, каждый известный исполнитель на балалайке являлся, в большей или меньшей степени, первым исполнителем произведений, написанных специально для этого инструмента. И каждый из них, создавая свой репертуар, создавал свое творческое «лицо», – зачастую, по музыке, которую предпочитает играть музыкант, можно судить и о его мировоззрении, и о характере, и, конечно, о его вкусе.

Говоря о зарождении оригинального репертуара для балалайки, нельзя не вспомнить о человеке, благодаря которому наш жанр, собственно, и обязан своим появлением. Конечно же, я имею в виду родоначальника профессионального исполнительства на русских народных инструментах, первого музыканта, представившего всему миру балалайку в качестве академического инструмента, В.В. Андреева. Огромной популярностью пользовались и пользуются его вальсы, полонезы, мазурки, обработки русских народных песен; также, он активно сотрудничал с профессиональными композиторами того времени, для балалайки писали: А. Гречанинов, Н. Фомин, Ф. Ниман.

Не менее значимый вклад в балалаечный репертуар внес последователь В.В. Андреева, его ученик, Б.С. Трояновский. В нашей истории он остался как блистательный виртуоз, автор множества прекрасных обработок русских народных песен, среди них самые известные: «Заиграй, моя волынка», «Ах, ты, береза», «Цвели-цвели цветики», «Уральская плясовая» и многие-многие другие.

Совершенно другой репертуарной политики придерживался еще один последователь и ученик В.В. Андреева, балалаечник-виртуоз, Н.П. Осипов. Его интеллектуальное наследие в основном выражено в ряде качественно выполненных переложений классической музыки, поднявших технический и культурный уровень исполнителей на новую высоту. Широко известны его переложения «Пляски смерти» К. Сен-Санса и «Канцоны-серенады» Н. Метнера.

Продолжая традиции Н.П. Осипова, уже на новом уровне осмысливает классическое наследие П.И. Нечепоренко, создавая сложнейшие, как в техническом, так и в музыкальном аспектах, транскрипции лучших образцов скрипичной, фортепианной и оркестровой музыки. На балалайке зазвучали: Рондо G-dur В.-А. Моцарта, Скерцо h-moll И.-С. Баха, Испанский танец М. де Фалья, Венгерская рапсодия №2 Ф. Листа, «Вечное движение» Н. Паганини, «Венское каприччио» Ф. Крейслера, «Вариации на тему Корелли» Д. Тартини-Ф. Крейслера, – этот список можно продолжать очень долго. Большую роль в расширении и развитии балалаечного репертуара сыграли дружба и творческий союз Павла Ивановича с современными композиторами той эпохи, как результат – на свет появились по-настоящему качественные и профессиональные образцы оригинальной музыки для балалайки. Особенно ценны, на мой взгляд, плоды общения нашего уважаемого мэтра с известным композитором, уже можно сказать, композитором-классиком, С.В. Василенко, написавшим для нашего инструмента много замечательной музыки. Это – Концерт для балалайки с симфоническим оркестром, Сюита в 5-ти частях, ряд пьес для балалайки с фортепиано. Более того, как человек ищущий, творческий, П.И. Нечепоренко проявил себя и в композиторском амплуа – широко известны его «Вариации на тему 24-го каприса Н. Паганини», обработка Р.Н.П. «Час, да по часу», два этюда.

Но и у Б.С. Трояновского нашелся свой последователь – открытый, обаятельный человек; самый известный, на мой взгляд, балалаечник в России, М.Ф. Рожков. В его творчестве основное место занимают обработки русского фольклора, музыка к кинофильмам, пьесы эстрадного жанра. Также, Михаил Федотович известен исполнением и оригинальной музыки, написанной для балалайки такими композиторами, как П. Куликов, С. Коняев, Н. Шульман, Е. Тростянский и др.

Особой задушевностью и искренностью отличались обработки русских народных песен в исполнении Бориса Феоктистова, Николая Ишутина, Михаила Филина.

Значительно обогатился репертуар балалаечника благодаря творческому тандему солиста НАОРНИ им Н.П. Осипова А.В. Тихонова с замечательным композитором, музыкантом, исполнительницей на щипковых гуслях В.Н. Городовской. Ее перу принадлежат одни из самых эффектных обработок, когда-либо написанных для балалайки, это – виртуозные пьесы на темы известных русских песен: «Выйду ль я на реченьку» и «Калинка». Анатолий Васильевич также известен и как пропагандист современной музыки. В частности, широко известно уже ставшее классическим исполнение этим музыкантом Концерта для балалайки с оркестром Эдуарда Тубина.

Следующее поколение исполнителей на балалайке, без сомнения, начинается с музыканта, поставившего свой инструмент в один ранг с академическими, и создавшего для него полноценный и качественный оригинальный репертуар, это – Заслуженный деятель РФ, Заслуженный артист РФ, профессор В.Б. Болдырев. Благодаря общению и сотрудничеству Владимира Борисовича со многими современными композиторами, балалаечный репертуар обогатился значительным объемом новой качественной музыки. Вот неполный перечень этих произведений: Концерт-поэма для балалайки, кларнета и оркестра РНИ Н. Пейко; произведения Ю. Шишакова: сюиты «Воронежские акварели», «Северные наигрыши»; Квинтет для балалайки примы, малой домры, домры альт, домры бас и фортепиано; «Четыре русских фигуры» для балалайки примы, малой домры и домры альт; «Протяжная» для балалайки с фортепиано; обработки русских народных песен «Я на камушке сижу», «Барыня» и др. Для Владимира Борисовича писали: Г. Шендерев – «Протяжная и плясовая», Концерт для двух балалаек с оркестром РНИ, Н. Чайкин – «Русская рапсодия», И. Тамарин – «Водевиль», А. Дудник – «Казачья» для балалайки соло. Совместно с Академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения п/у Н.Н. Некрасова в Фонд Всесоюзного Радио записаны многие произведения известного московского композитора В. Панина. Среди них: «Вологодская фантазия», «Маленький триптих», обработки русских народных песен: «У ворот девка стоит», «Ой, да течет речка», «Земелюшка-чернозем» и Лирический вальс.

Владимир Борисович – автор-составитель уже ставшей классической серии сборников «Концертного репертуара балалаечника». В данный момент готовится к выходу в свет новое издание «Из репертуара В.Б. Болдырева», в которое войдут: Концерт-поэма для балалайки, кларнета и оркестра РНИ Н. Пейко; Камерная сюита В. Панина и две мои пьесы – «Поэма-воспоминание» и «Токката».

Весомый вклад в развитие оригинального репертуара для балалайки внесло сотрудничество Заслуженного артиста России, ректора ростовской консерватории А.С. Данилова с известным ростовским композитором А. Кусяковым, написавшим для Александра Степановича три сонаты для балалайки с фортепиано и Концерт для балалайки, ударных, струнных и рояля. С уральскими композиторами тесно сотрудничал Народный артист России Е.Г. Блинов; он – первый исполнитель произведений Н. Пузея, Е. Кичанова, Е. Быкова. Для замечательного украинского балалаечника Владимира Илляшевича писали такие композиторы, как К. Мясков, К. Доминчен, Н. Шульман, В. Зубицкий, П. Петров-Омельчук. Нельзя не отметить и тех уважаемых музыкантов, которые выступили в качестве интерпретаторов классической музыки и создали ряд замечательных транскрипций  и переложений для балалайки, это: Заслуженные артисты России В.Е. Зажигин и И.И. Сенин, доцент РАМ им. Гнесиных В.А. Ельчик.

Заслуги этих музыкантов трудно переоценить, их труд колоссален: создав новый репертуар, они обеспечили своему инструменту достойные условия для развития уровня исполнительства молодых музыкантов и поставили высокую планку перед новым поколением композиторов, решивших попробовать свои силы в этом непростом жанре.

Наш жанр, действительно, совсем не простой. При внешней доступности, «народности», наши балалайки или домры до сих пор, увы, остаются для композиторов непознанными, и даже, в некотором роде, экзотическими… В настоящий момент музыкант-народник не может позволить себе быть просто хорошим музыкантом, он должен быть личностью, способной своим талантом и харизмой заставить современных авторов обратить на себя внимание. В подавляющем большинстве случаев композитор пишет не просто музыку для балалайки, домры или баяна, он пишет музыку для какого-то определенного солиста, сумевшего наладить с ним творческий контакт, сумевшего его заинтересовать. По своему личному опыту знаю, что не всегда это бывает просто – кого-то смущает сравнительно небольшой звуковой и динамический диапазон балалайки, незнание специфики инструмента, кто-то откровенно признается, что опасается осуждения среди коллег и друзей… Пообщавшись с такими «деятелями», в голове появляются мрачные мысли и по поводу их профессиональной компетентности, и по их способности оставить свой след в переполненном хорошей музыкой академическом жанре, раз уж их отпугивают подобные препятствия со стороны наших инструментов. К счастью, никто из композиторов, с которыми я сотрудничал, не высказывался о том, что пожалел о приобретенном опыте написания музыки для балалайки. Более того, некоторые из них уже задумываются над созданием новых сочинений для моего инструмента.

На страницах этой работы я намеренно не вдаюсь в рассуждения о несовершенности нашего инструментария. Действительно, необходимы новые, светлые идеи со стороны наших мастеров, – и балалайка, и домра нуждаются как в повышении степени удобства игры, так и в улучшении их звуковых качеств. К сожалению, еще одним камнем преткновения, относящегося к качественному звукоизвлечению на струнных народных инструментах, является их простота и несовершенство конструкции. Действительно, чем проще конструкция музыкального инструмента, тем сложнее из него извлечь хороший звук. Например, – в то время, когда учащийся-пианист или баянист на первом году обучения в ДМШ уже играет простейшие пьесы и уже трудится над выполнением несложных художественных задач, маленький балалаечник с трудом справляется с незатейливой мелодией, превозмогая боль в указательном пальце правой руки и только-только «набивая» мозоли… Плюс – нехватка хороших маленьких инструментов, плюс – отсутствие единой, устоявшейся и общепризнанной методики преподавания игры на русских народных инструментах (не только в ДМШ), плюс – распределение на балалайку и домру детей, не прошедших конкурс на фортепиано, скрипку, виолончель и т. д.… Более того, создается впечатление, что во всей нашей системе музыкального образования «народников» считают если не умственно отсталыми, то плебеями точно. Почему, в большинстве ДМШ (и, в частности, мною оконченной), учащиеся на академических инструментах проходят семилетний курс обучения, а маленькие балалаечники, домристы и баянисты – только пятилетний? Вследствие этого, молодому музыканту приходится брать частные уроки по специальности и сольфеджио в течение оставшихся 2 лет до поступления в училище… Что касается курса сольфеджио в ДМШ, то для меня всегда оставалось и остается загадкой, почему для пианистов и скрипачей он достаточно насыщен и информативен, а для учащихся народного отделения он преподносится в явно ущербном виде. «Народники», как правило, хуже всех владеют фортепиано и слабее всех «подкованы» в знании сольфеджио и гармонии. Печально, но та же ситуация – в учебных заведениях среднего и высшего звена… Единственное исключение, пожалуй, это – ДМШ №49 им. В.В. Андреева, где предпочтение, как раз, отдается обучающимся игре на русских народных инструментах. Более того, в этой школе у пианистов и скрипачей есть обязательный предмет – «Общая домра» и «Общая балалайка»!

Тем не менее, из вышеперечисленного прямо или косвенно выходит общественное мнение о том, что для того, чтобы научится хорошо играть на балалайке или домре, необязательно иметь большой талант или хорошие музыкальные способности; более того, – для овладения народными инструментами вообще не нужно прикладывать сколь-нибудь серьезные усилия… Отсюда – то расхожее мнение, обозначенное мною в начале этой работы – человек, играющий на балалайке, занимается чем-то несерьезным, в некоторой степени – комичным. Как ни печален сей факт, но виноваты в этом мы сами… Всю советскую эпоху (даже сейчас – по инерции), мы жили под лозунгом: «Мы – не хуже!» Вместо того, чтобы сделать акцент на создании своего оригинального репертуара, своей классики, мы делали акцент на переложения скрипичной, фортепианной и оркестровой музыки. Вместо того, чтобы активно сотрудничать с Д.Д. Шостаковичем, С.С. Прокофьевым, А.И. Хачатуряном, Р.М. Глиэром, Г.В. Свиридовым, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедриным и многими другими, мы были «преданы» талантливым, но жанрово ограниченным композиторам, получавшим, к тому же, резолюции «сверху» о том, какой должна быть музыка для русских народных инструментов. Теперь нам, современным музыкантам-народникам, приходится уже композиторам нашего поколения доказывать, что балалайка – это не просто «русский народный инструмент», а, в первую очередь, музыкальный инструмент, на котором прекрасно звучит любая музыка, профессионально написанная для неев абсолютно любом жанре.

В продолжение этой мысли, – я  глубоко убежден, что интересное и захватывающее произведение можно написать для любого музыкального инструмента. И совершенно не важно, что это за инструмент – двадцатичетырехструнная украинская бандура или двухструнная казахская домбра. Что касается балалайки, то не каждый струнный инструмент может похвастаться таким арсеналом всевозможных приемов игры: tremolo, одинарное и двойное pizzicato; огромное количество комбинаций гитарного приема; натуральные и искусственные, одинарные и двойные флажолеты; большая, малая и обратная дроби; также, нельзя не упомянуть и о характерном и всегда узнаваемом tremolo vibrato (кстати, использованное молодым московским композитором Сергеем Левиным в его недавнем сочинении – Концерте «Преодоление» для балалайки с ОРНИ)… Это если не брать в расчет многочисленные «спецэффекты» – удары за подставкой, по панцирю, «свист» при резком трении ладони о деку (прием, примененный А. Шаловым в его обработке русской народной песни «Эх, сыпь, Семен»). Более того, в кульминации пьесы А. Цыганкова «Частушки», лауреат международных конкурсов, доцент РАМ им. Гнесиных А. Горбачев счел целесообразным использование медиатора… Таким образом, написать интересную и красочную музыку для балалайки – задача «из разряда выполнимых», дело лишь за мастерством автора. Не думаю, что для рядового слушателя балалайка или домра solo прозвучат менее интересно, чем, скажем, кларнет или фагот без «поддержки» аккомпанемента.

Но, вернемся к проблеме репертуара. Около 3-х лет назад, во время гастролей АОРНИ ВГТРК п/у Народного артиста СССР Н. Некрасова по Республике Казахстан (с А. Днишевым), в городе Алматы, до нашей репетиции, на сцене играл оркестр исполнителей на казахских народных инструментах – домбрах. После их выступления мне захотелось пообщаться с одним из музыкантов, и я подошел к одному из молодых людей, державших тот самый инструмент, с которым постоянно путают нашу многострадальную домру. На мою просьбу что-нибудь сыграть, молодой казахский виртуоз решил меня сильно удивить музыкальными и техническими возможностями домбры, и с неожиданной для меня экспрессией исполнил отрывок из концерта «Лето» «Времен года» А. Вивальди. Испытав, в некотором роде, эстетический шок, мне уже было не до удивления – я отчаянно боролся с приступом смеха (это при том, что я знаком почти со всеми сомнительными, на мой взгляд, «транскрипциями», достаточно часто исполняемыми «народниками» на концертах). Тем не менее, было видно, что этот домбрист очень талантлив, и, оправившись после такого в высшей степени комичного «перформанса», я попросил его исполнить что-нибудь еще. К моему счастью, на этот раз он исполнил какую-то пьесу современного казахского автора, написанную в стиле традиционного национального фольклора. Так вот, насколько интересно, самобытно и, порой, завораживающе-образно прозвучало это сочинение, настолько безвкусно, издевательски и смешно было исполнение известного шедевра А. Вивальди. И произошло это совсем не из-за непрофессионализма музыканта или из-за того, что домбра – ущербный инструмент, вовсе нет! Я уверен, что, вышеуказанный великий итальянский композитор, как и любой другой творец, стремился к максимально точному выражению своего творческого замысла именно теми средствами, которыми он планировал; его музыка – стилистически адекватна своей эпохе, и по всем критериям детально выверена. Уверен, если бы А. Вивальди услышал звучание домбры и решил написать для нее музыку, он наверняка бы это сделал с учетом всех особенностей этого инструмента (динамических, тембральных, технических, акустических и т. д.), и сумел бы создать оригинальное и характерное произведение, которое ни на каком другом инструменте не прозвучало бы столь эффектно.

Такого рода впечатления привели меня к пониманию негативного отношения подавляющего числа «академистов» к «народникам», исполняющим переложения классической музыки. Я сам, на своем опыте, убедился в том, что, не смотря на благозвучие и стилистическую адекватность некоторых переложений и транскрипций, любой инструмент звучит всегда убедительно тогда, когда на нем исполняют или народную или оригинальную музыку. Возьмем, к примеру, скрипку: в скрипичном репертуаре – достаточное количество отличных транскрипций и переложений, однако я ни разу не слышал сольный концерт какого-нибудь скрипача, программа которого более чем на 50% состоит из неоригинальной музыки. У «народников» же – это сплошь и рядом. Балалаечники и домристы настолько привыкли к звучанию скрипичного репертуара на своих инструментах, что это уже для всех стало нормой; более того, иногда я слышу мнения о том, что некоторые образцы скрипичной музыки на наших инструментах звучат лучше! И это не предел – иные «поборники» нашего жанра настолько сроднились с чужим репертуаром, что уже считают непристойным исполнение на своих инструментах обработок русских народных песен…

Но, довольно мрачных красок, пора обозначить и позитивные тенденции, наметившиеся в нашем жанре за последние несколько лет.

3. Новейшая истории развития оригинального репертуара.

Первым музыкантом, который эти тенденции обозначил и укрепил, бесспорно, является лауреат международных конкурсов, заведующий кафедрой струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных, доцент А.А. Горбачев. Будучи прекрасным исполнителем, методистом и публицистом, Андрей Александрович создал, по сути, новый концертный репертуар балалаечника, требующий от исполнителя высокого исполнительского мастерства. А. Горбачев – автор ряда транскрипций и переложений скрипичного, клавесинного (фортепианного), домрового и мандолинного репертуара, первый исполнитель сочинений многих известнейших современных авторов. Среди них: М. Цайгер. Фантазия на тему русской народной песни "Сронила колечко"; К. Волков. Псковская сюита; Е. Крючков. Прелюдия и скерцо; Е. Крючков. Экспромт; А. Рогачев. Концерт для балалайки с оркестром; М. Носырев. Обработка русской народной песни "Тонкая рябина", О. Осипова. Концерт для балалайки с оркестром; С.Слонимский. Праздничная музыка для балалайки, ложек и симфонического оркестра (одночастный концерт) и др.

К счастью, наш жанр богат и талантливыми исполнителями-композиторами, которые вносят серьезную лепту в развитие и расширение оригинального репертуара для балалайки своими, подчас, более чем удачными сочинениями. К сожалению, до сих пор существует мнение, что исполнителям не стоит браться за перо… Я сам, как пишущий исполнитель, категорически с этим не согласен. Не буду вспоминать громкие фамилии скрипачей, пианистов, гитаристов, опусы которых являют собой шедевры мировой музыкальной литературы. Достаточно вспомнить музыкантов-народников, обогативших своими замечательными сочинениями репертуар нашего жанра, и, в частности, репертуар исполнителей на балалайке.

Конечно, первое имя, которое приходит на ум, это имя А.Б. Шалова. Но о нем я уже писал выше, поэтому позволю себе остановиться на имени известного московского балалаечника и композитора, Заслуженного артиста России А.И. Марчаковского.

Александр Иванович, на мой взгляд, единственный из исполнителей-композиторов, который действительно имеет свое «лицо» – свой самобытный, в некотором смысле, уникальный язык, который не спутать ни с чьим другим. Продолжатель традиций С.В. Рахманинова и С.С. Прокофьева, А. Марчаковский по-новому преподносит слушателю образы русской природы и глубину русской души. Лично мне в его творчестве импонирует глубина философского повествования, высокий слог и поистине симфоническая драматургия некоторых произведений; радует, также, отсутствие новомодных эстрадных «неологизмов», которые некоторые авторы так и норовят «ввернуть» в свои сочинения – не важно в каком стиле они задуманы изначально…

Вот неполный список произведений А. Марчаковского:

1.  Три прелюдии для балалайки с фортепиано

2.  Концерт для балалайки с оркестром русских народных инструментов e-moll

3.  Скерцо для балалайки и домры

4.  Цикл пьес для балалайки с фортепиано "Музыка для детей"

5.  Рапсодия для балалайки с фортепиано

6.  Цикл пьес для балалайки с фортепиано "Воспоминания"

7.  Прелюдия для балалайки solo a-moll

8.  Скерцо для балалайки solo f-moll

9.  Концертная пьеса на тему вальса А.Джойса "Осенний сон"

для балалайки с ансамблем

10. Концертная фантазия по мотивам пьесы М.Рожкова на тему

романса "Я встретил Вас" для балалайки с ансамблем

11. Экспромт-фантазия для балалайки с фортепиано d-moll

12. Скерцо-тарантелла для балалайки с ансамблем

13. Скерцо для балалайки solo A-Dur

14. Маленькая прелюдия для балалайки solo A-Dur

15. Токката-фантазия для балалайки с фортепиано 

За последние 2-3 года репертуар профессионального балалаечника заметно обогатился новыми интересными сочинениями лауреатов Всероссийских и международных конкурсов Евгения Шабалина и Евгения Желинского. Будучи молодыми, но уже достаточно известными исполнителями на балалайке, они также успешно представили себя в новом амплуа.

Е. Шабалин, Е. Желинский, молодой талантливый музыкант А. Афанасьев, создавая собственную музыку, делая обработки русских народных песен,  продолжают традиции, начатые В.В. Андреевым, Б.С. Трояновским и Н.П. Осиповым и продолженные А. Марчаковским, В. Паниным, Ю. Клепаловым и другими.

Молодые музыканты пишут в разных стилях и каждый интересен по-своему. Е. Шабалин ближе к эстраде – достаточно послушать его обработки русских народных песен «Ах, ты, береза», «Эй, ухнем» и «Арию и две темы», чтобы понять его видение оригинальной музыки. В тврорчестве Е. Желинского можно заметить влияние как старой русской школы (в частности, П.И. Чайковского) – его «Скерцо», так и более поздней – Д.Д. Шостаковича, в его «Речитативе и рондо» Е. Желинский, как композитор, раскрывает себя не только в музыке для балалайки, также у него есть сочинения для оркестра русских народных инструментов, домры и др.

Надо заметить, что и у Е. Шабалина, и у Е. Желинского уже вышли в свет сборники с их сочинениями и обработками. Более того, их музыку уже начинают включать в свои программы студенты училищ и ВУЗов, и, я надеюсь, эти произведения займут достойное место в концертном репертуаре каждого балалаечника.

Продолжение


 
В начало раздела
Вверх страницы
В начало сайта
© Махан 2006-2016
Авторские материалы, опубликованные на сайте www.vsemusic.ru («Вселенная Музыки»), не могут быть использованы в других печатных, электронных и любых прочих изданиях без согласия авторов, указания источника информации и ссылок на www.vsemusic.ru.
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100